Московские власти настойчиво продвигают идею интернет-голосования на выборах в Мосгордуму. На днях по данному вопросу состоялся форум теоретиков, и по его итогам  ассоциация «Голос» опубликовала несколько ключевых тезисов, описывающих видение властей, а точнее, их представителей, именуемых разработчиками, на реализацию этой затеи. Площадкой для проведения интернет-голосования мэрия, совершенно не стесняясь, предложила сайт мэра Москвы mos.ru, но под давлением критики общественности согласилась, что логичнее и «честнее» будет всё-таки использовать сайт «независимого» Мосгоризбиркома. Проблема в том, что сайт http://www.mosgorizbirkom.ru/ имеет IP адрес 212.11.128.27, который, в свою очередь, принадлежит «Moscow Mayor’s Office», то есть мэрии Москвы.

Сам сайт Мосгоризбиркома является образцом того, как не должен выглядеть сайт в 2019 году. Такой внешний дизайн считался приемлемым в начале 2000-х, но сегодня на мобильном или планшете сайт не прочитать, некоторые страницы живут отдельно от сайта, как, например, список депутатов МГД http://mosgorizbirkom.ru/deputy-information/regional, в котором Андрей Клычков до сих пор депутат, хотя он больше года как губернатор Орловской области. Кроме прочего, любой современный браузер из-за отсутствия сертификата безопасности сообщает о риске нарваться на мошенников, посещая данный сайт, и настоятельно рекомендует никаких данных сайту Мосгоризбиркома не отдавать, хотя последний местами просит даже паспортные.

Как за полгода это техническое хау-ноу может превратиться в высокотехнологичное ноу-хау — лично для меня загадка. Чудеса случаются, не отрицаю, но что-то мне подсказывает, что скорее электро-ИЖ убьет Tesla, чем Мосгоризбирком доведет до ума свой сайт. Но все же давайте посмотрим, как разработчики планируют обеспечивать честность и прозрачность голосования?

Счетчики в реальном времени

Разработчики поведали публике, что на сайте интернет-голосования будут счетчики, показывающие явку в реальном времени. Идея неплохая, если применить её к КОИБам, чтобы не было варианта перерисовывать протоколы, как это было во Владивостоке. У КОИБов явка в реальном времени сопоставима с камерами, она же отсекает вариант резкого роста числа проголосовавших, так как известно, что КОИБ физически не может принимать бюллетени пачкой. Но в случае с онлайн-голосованием эта явка не дает ровным счетом ничего.

Для интернет-голосования будет использована технология блокчейн, а в случае вмешательства и изменения данных о голосовании нарушится целостность блокчейн-сети

Блокчейн обеспечивает безопасность в случае, когда речь идет о распределенных системах, то есть, когда копии данных хранятся у любого желающего, и каждый участник сети является одновременно резервным хранилищем и проверяющим. Блокчейн в закрытой централизованной системе дает не больше гарантий, чем хранение данных в обычном текстовом файле, табличке Exсel или DBF. Для понимания масштаба проблемы: на картинке слева классическая избиркомовская централизованная система, справа — хвалёный Blockchain, реализованный в BitCoin, безопасность которого обеспечивают не шифры, а именно децентрализация.

Для наблюдения и контроля будет предложен алгоритм, в том числе, для наблюдения обещают мобильное приложение

В онлайн-выборах наблюдать за процессом невозможно, можно лишь отслеживать полученные в результате этого процесса данные, но какие именно данные разработчики онлайн-выборов готовы представить независимым наблюдателям, не считая вышеупомянутых счетчиков явки — непонятно. Соответственно, разговоры про некое мобильное приложение — это такое же пускание пыли в глаза, как и заверения в безопасности системы, которая хранит данные по технологии блокчейна. В реальности, на мобильном ли будет информация, на ноутбуке, на планшете, на телевизоре или на бумаге — не важно, важно, какая информация будет представлена.

Тайну голосования будет обеспечивать цепочка прокси-серверов

Цепочка прокси-серверов, которая обеспечивает анонимность — это TOR, если же речь идет о неких прокси-серверах, подконтрольных властям, то гарантированной анонимности там быть не может.

Будет сформирована специальная «электронная избирательная комиссия», ключи для шифрования и дешифрования голосов избирателей находятся в надежных руках и не будут использованы до окончания голосования

В случае с онлайн-выборами членами электронной ИК должна быть команда независимых программистов, например, из числа сотрудников Google и Telegram, а также представители от партий и кандидатов, не просто отличающие бит от байта, а с резюме, достойным, как минимум, собеседования в том же Google. Даже если такая ИК будет сформирована, что сомнительно, открытым остается вопрос, о каких именно данных идет речь. С одной стороны, звучит фраза о неких ключах шифрования и дешифровки голосов избирателей, с другой стороны, тут же говорится об анонимности избирателя. Получается, что «голос избирателя» — это лишь дата, время и за кого проголосовал? В таких данных нет никакого смысла, потому что убедиться в том, что голосовал человек, и что это был именно один человек, и что голосовал он лишь единожды, и что он вообще москвич —  невозможно.

Интернет-голосование планируют дублировать на бумажном носителе. В помещении, где будет расположена «электронная избирательная комиссия», под видеокамерами будет установлен принтер, который в режиме реального времени на фискальной ленте будет печатать некие коды

Зачем такие сложности? В системе праймериз Левого Фронта мы использовали частичное раскрытие данных, публикуемых в режиме реального времени на странице голосов кандидата, например Елены Шуваловой. У каждого голоса есть точная дата и время, тот самый некий код, по которому избиратель может проверить, что его голос учтен — часть IP-адреса, заретушированная электронная почта, сотовый оператор и описание устройства, с которого проголосовал избиратель. Этого, с одной стороны, достаточно, чтобы избиратель узнал себя, с другой стороны, сохраняет анонимность голосования. Зачем нужен принтер, который что-то печатает под камерами? Выдавайте по примеру Левого Фронта в реальном времени данные, которые каждый желающий мог бы фиксировать и проверять на отсутствие изменений задним числом, и не нужно никакого помещения. Сам факт, что организаторы-разработчики говорят про какой-то принтер, камеры, помещение и бумагу, лишний раз доказывает, что за дело взялись ребята, которые сайт Мосгоризбиркома не могут довести до ума.

Жребием планируется определить округ, в котором пройдет интернет-голосование

В России достаточно много избирателей проживают в местах, куда добраться в единый день голосования можно исключительно вертолетом, что и делается с затратой огромных средств. Так почему бы не провести эксперимент по интернет-голосованию в отдаленных районах Якутии и Чукотки на выборах в местные советы? Зачем проводить эксперимент сразу в Москве?

Анонсировано создание правовой и технической рабочих групп для обсуждения и аккумуляции предложений в техническое задание и законопроект об интернет-голосовании

Вообще-то, сначала идет теоретическая проработка технологии, после чего формируется техническое задание, результат выполнения которого должен пройти стадию от бэта-тестирования до опытно-промышленной эксплуатации на малых объектах, типа выборов в сельсовет, и уже потом можно, в полной мере осознавая, что это за инструмент у нас в руках, садиться писать законопроект, регламентирующий его применение. В ситуации с интернет-выборами складывается ощущение, что всё делается традиционно per rectum, то есть, сначала политики и юристы, ничего не понимающие в технологиях, напишут закон, потом, исходя из требований закона, зачастую не реализуемых, чиновники, также не сильно разбирающиеся в технических вопросах, напишут техзадание, а на выходе получится классика про качели

Резюме

Прежде, чем пытаться совершить беспрецедентный прорыв в области организации выборов, нужно хотя бы догнать существующие технологии. По части сайтов: довести до ума все сайты избиркома, чтобы они не выглядели, как экспонаты в музее истории интернета. Сделать выгрузку данных, именуемую API, чтобы любой желающий мог получить их и проанализировать. В принципе, любой желающий, будь то «Голос» с энциклопедией кандидатов  или Левый Фронт со своим справочником, и так при желании может  это делать, но хотелось бы организовать процесс цивилизовано.

К КОИБам и другим техническим устройствам необходимо прикрутить трансляцию явки в реальном времени: сделать это элементарно, и отпадет масса вопросов. В самой системе «ГАС-Выборы» применить такую классную штуку, как кодификаторы и «защиту от дурака», так как в ТИКах масса не очень грамотных людей, способных «коммунистическая» написать не только с одной «м», но и с двумя «ч». Сделать единую систему регистрации избирателей, избавившись от талмудов со списками, которая бы исключала двойное голосование, а также позволила бы в единый день голосования принять участие в региональных и местных выборах, будучи вне своего региона или даже за границей — это элементарно.

Широко разрекламированную систему видеонаблюдения сделать доступной не только в онлайне, но и в записи — для всех желающих, по любому УИКу, за любой момент времени, а не через адскую бюрократическую процедуру.

Когда эти очевидные и элементарные предложения будут реализованы, можно уже вести разговор о каких-то инновациях, начав, к примеру, с системы, которая бы позволяла гражданину проверить, голосовал он или нет, тем самым, исключив варианты голосования за тех, кто остался дома. Пока же идея интернет-выборов в Мосгордуму смотрится, в лучшем случае, как попытка освоить деньги на проект, за которым нет ничего, кроме нагромождения модных терминов. А в худшем случае — как способ протащить очередную технологию фальсификаций

Андрей Коваленко