Итак, начался 2018 год. Через два месяца состоятся выборы президента России, уже вовсю идет предвыборная кампания. На этом фоне от ряда политических лидеров и движений раздаются призывы к бойкоту выборов. Давайте же разберемся, чем сегодня являются такие призывы.

Надо понимать, что бойкот – это технология, в каких-то случаях она эффективна, а в каких-то нет. Изучив историю различных выборных кампаний в России и за рубежом в последние десятилетия, можно прийти к следующим выводам. Технология бойкота выборов эффективна:

— когда существует порог явки избирателей;

—  когда в бойкоте участвуют основные политические силы, оппозиционные действующей власти;

— когда среди зарегистрированных кандидатов нет ни одного человека, который может составить реальную конкуренцию кандидату от власти.

Совершенно очевидно, что сегодня в России вышеназванные критерии эффективности бойкота выборов отсутствуют.

Порога явки на российских выборах давно нет.

Основные оппозиционные силы в выборах участвуют: от лево-патриотического блока идет Павел Грудинин (его поддерживают и многие национал-патриоты), от либералов выдвинуты Григорий Явлинский, Борис Титов, Ксения Собчак. Для любителей приколов и экзотики – Жириновский, Гордон и прочие. Так что широкой «бойкотной коалиции» не просматривается.

И самое главное – по всем опросам есть кандидат, который может серьезно посоперничать с Путиным (вплоть до второго тура). Это Павел Грудинин, который консолидирует практически весь левый и национал-патриотический фланг оппозиции, а также привлекателен для части либерального и пропутинского электората.

В такой ситуации любому адекватному человеку становится понятно, что никакого серьезного и масштабного бойкота выборов не получится. Нравится это кому-то или нет. И самая эффективная тактика действий оппозиции – это массовое участие в выборах и протестное голосование по принципу «против Путина и системы». В первую очередь — за Павла Грудинина, как наиболее сильного путинского конкурента. И в таком случае второй тур выборов принимает реальные очертания. Кстати, в последние пару недель эта идея становится все популярнее в самых разных политических сообществах.

В свою очередь, агитация за бойкот на данный момент вольно или невольно работает на Кремль, так как не дает оппозиции полноценно консолидироваться вокруг наиболее сильного противника Путина.

Да и явку не сильно понижает. Вспомним осенние губернаторские выборы в Свердловской области, когда за бойкот выступал достаточно популярный в тех краях Евгений Ройзман (и поддержавший его Алексей Навальный). В итоге явка составила около 40% (что было на уровне большинства других регионов), а победил, естественно, кандидат от «Единой России» Куйвашев.

И последнее. Когда к бойкоту призывает Навальный, это не особо удивляет. По уму, конечно, ему надо поддержать Грудинина, потому что это реальный шанс побороться с «жуликами и ворами». Кстати, именно такую позицию занимал Навальный в 2013 году на выборах мэра Москвы, когда, не долго сомневаясь, он взял подписи муниципальных депутатов у Собянина и агитировал голосовать за себя. Но сейчас что-то мешает ему поступить согласно своей же логике. Тут или безудержная самовлюбленность, приводящая к «забастовке разума», что нехорошо. Или же несамостоятельность в принятии решений, что еще хуже.

Но совсем удивительно, когда к бойкоту призывают некоторые наши товарищи с левого фланга. Хотя совершенно очевидно, что их «красный бойкот» будет полностью поглощен бойкотом либералов. При этом успешный результат Грудинина пойдет на пользу всему левому движению, так как четко зафиксирует, кто является реальной и популярной в народе оппозицией действующей системе. И не понимать это сегодня является или большой глупостью, или явной провокацией против нашего общего дела.

Хотя, конечно, еще есть время изменить свою позицию и выйти из «бойкотного» тупика. К этому и призываю всех думающих и неравнодушных сограждан.

Сергей Удальцов