Как известно, 8 сентября пройдут выборы в Московскую городскую думу. По информации РИА «Новости», на 15 июня число кандидатов в депутаты достигло 170, среди них как представители различных партий, так и самовыдвиженцы. Основная борьба еще впереди, но уже поступают первые жалобы. Так, оппозиционные политики возмущены появлением фальшивых сборщиков, которые не связаны со штабами кандидатов, но собирают от их имени подписи. До 6 июля кандидаты должны собрать подписи, однако сбор поддельных подписей может привести к проблемам. Количество жалоб к дню голосования явно будет расти. Не исключены и протестные акции. Свою оценку протестного потенциала в Москве в интервью «СП» дала координатор Левого Фронта Анастасия Удальцова, которая будет выдвинута кандидатом в депутаты Мосгордумы от КПРФ по округу №5.

— Протестный потенциал в Москве нарастает. Да, в Москве крутятся большие деньги, но простые москвичи каждый день сталкиваются с серьезными проблемами: завышенная квартплата, необоснованные поборы на капитальный ремонт, точечная застройка, скандальная программа реновации, дорогие парковки и пробки на дорогах, перегруженные поликлиники и больницы. Эти темы вызывают сильное возмущение граждан наряду с федеральными темами, такими как пенсионная реформа. В Москве сосредоточен основной политический протест страны, и этим надо пользоваться, предлагая свою повестку. Другой вопрос, что в Москве представлено слишком большое количество оппозиционных сил, и неискушенному в политике избирателю порой трудно в этом разобраться, многие предпочитают просто махнуть рукой и проигнорировать любые политически события, в том числе выборы. У других наблюдается некая апатия и недоверие к представленным политическим силам, особенно к партийным брендам. Наша задача — достучаться до «спящего» избирателя, привести его осенью на выборы — тогда у власти будут серьезные сложности с протаскиванием «своих» кандидатов. Плюс, для широкого протестного движения нужны какие-то резонансные события, вокруг которых могли бы объединиться представители разных сил и убеждений, как история со сквером в Екатеринбурге. Из той же серии — дело Ивана Голунова, которое смогло всколыхнуть общество — хотя это, все же, федеральная повестка. Однако вполне ожидаемые махинации властей на выборах в Мосгордуму могут стать катализатором серьезных протестных акций.

«СП»: — Может ли протест вырасти к сентябрю, что может этому способствовать?

— Способствовать этому может какое-либо резонансное событие. Понятно, что власти будут прилагать все усилия, чтобы ничего подобного не случилось до выборов, как с той же пенсионной реформой. Попробовали бы они провести ее до марта прошлого года… Выборы прошли, а потом — хоть трава не расти. Вообще, начало сентября не самое удачное время для выборов: не все еще вернулись с отпусков, люди расслаблены, к тому же в Москве День города, который многие традиционно предпочитают проводить на даче. Я убеждена, что Единый день голосования надо сдвигать на более поздние сроки — например, на вторую половину октября.

«СП»: — Как вы оцениваете шансы оппозиционных кандидатов на выборах в Мосгордуму?

— Шансы, безусловно, есть, тем более что среди кандидатов, идущих на выборы от оппозиции, в первую очередь — от команды левых сил, хватает популярных у москвичей политиков и общественных деятелей. Сильные кандидаты есть почти в каждом округе. Кроме того, им на руку играет общее снижение рейтинга власти и правящей партии. Другой вопрос, сможет ли оппозиция этим воспользоваться. И я говорю об этом не только в контексте выборов в МГД, но и любых выборов в России, настоящих и будущих. Власть наделала слишком много грубых ошибок, но будет, несомненно, пытаться если не исправить их, то делать вид, что пытается. Тем более что провластные кандидаты не будут особо напирать на партийный бренд, а намерены прятаться за вывеской «самовыдвиженцев». Они надеются, что эта «конспирация» повысит их шансы за счет избавления от антирейтинга правящей партии. Наша задача — рассказывать о таких «самомедвеженцах», как их прозвали в народе. А вообще делать окончательные прогнозы можно будет только после того, как мы узнаем окончательный список кандидатов по итогам регистрации. Это произойдет в начале июля.

«СП»: — С какими вызовами придется столкнуться оппозиции?

— Прежде всего, это уже упомянутая апатия избирателей, недоверие к любым политическим процессам вообще. Также это мощнейшее давление со стороны партии власти, использование пресловутого административного ресурса. В частности, нововведением в этом году будет т.н. «электронное голосование», контроль за которым со стороны общественности будет весьма сомнительным, и которое даже в порядке эксперимента может открыть путь к фальсификациям, а также возможность голосовать лицам с временной регистрацией. Ну и, конечно, самый главный вызов для оппозиции — это наличие в каждом избирательном округе нескольких оппозиционных кандидатов. Нужно пытаться договариваться, выявлять наиболее популярного из оппозиционеров, а остальным работать на общий результат. Это очень сложный процесс, у всех масса амбиций, да и власть целенаправленно стравливает их между собой, используя метод кнута и пряника. Но надо стараться нарушить этот порочный сценарий

«СП»: — Готова ли оппозиция объединиться, чтобы обеспечить более высокий уровень представительства в Мосгордуме?

— Самая главная проблема в том, что каждый видит только себя на главной позиции и не допускает возможности идти на компромисс. Это отчетливо прослеживается в количестве выдвижений и неспособности политических сил договориться о едином кандидате в том или ином округе или о разделе округов. Постоянные склоки по факту играют на руку партии власти. Выходом могло бы стать объединение несистемной оппозиции вокруг одной системной парламентской партии и предложение ей своей повестки. Мы неоднократно выдвигали эту идею, предлагая в качестве такой партии КПРФ, но, к сожалению, пока другие стороны готовности к компромиссу ради общей победы не проявили. Но мы не теряем оптимизма, в любом случае левые силы идут на выборы, чтобы бороться за победу

https://www.udaltsova2019.online/?p=320#more-320