На днях в интернете появилась скандальная видеозапись, на которой действующий губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, сидя в президиуме на встрече в Армавире и забыв выключить микрофон, в разговоре со своим первым заместителем Андреем Алексеенко произнес сакральную фразу: «Единая Россия сдохла, всё…». Можно, конечно, посмеяться над незадачливым губернатором, но на самом деле он, сам того не желая, на всю страну озвучил главную проблему, которая беспокоит российские власти в преддверии выборов депутатов Госдумы в 2021 году. Эти выборы, по сути, будут генеральной репетицией перед президентскими выборами, а с учетом того, что активно циркулируют слухи о том, что для обеспечения плавного «транзита» власти в России роль Госдумы может быть повышена и ее председателем в перспективе может стать даже сам Владимир Путин, — значение для Кремля парламентской кампании-2021 сложно переоценить.

Но как властям сохранить максимальный контроль над Госдумой в ситуации, когда репутация правящей партии «Единая Россия» уже практически находится «ниже плинтуса»? Вот основная головная боль для президентской администрации. Пока рассматривается несколько вариантов сценария выборов в Госдуму в 2021 году. В чем их содержание?

Один из вариантов предусматривает капитальный ребрендинг «Единой России» или даже вывод на роль партии власти другой структуры, например – Общероссийского народного фронта (ОНФ). Безусловно, такой вариант имеет свои плюсы, потому что косметический ремонт «медвежьей партии» вряд ли даст какой-либо ощутимый результат. Однако главная сложность – ограниченный временной лимит, потому что до выборов в Госдуму осталось менее 2 лет. За такой короткий срок крайне проблематично реализовать такое масштабное переформатирование политического поля, к тому же это может вызвать внутренне сопротивление со стороны действующей единороссовской «элиты». Такой сценарий был бы реализуем, если на его осуществление у власти было побольше времени, но в текущей ситуации он выглядит как очень проблематичный.

Еще один сценарий, который активно обсуждается, это изменение баланса депутатов Госдумы, которые избираются по партийным спискам и по одномандатным округам. Напомню, что сегодня половину депутатского корпуса (225 человек) составляют «списочники», а половину – «одномандатники». По одному варианту реформы предлагается увеличить долю депутатов-одномандатников до 75%. По мнению авторов этой идеи, при таком раскладе власти смогут мобилизовать в качестве выдвиженцев от партии власти известных общественников, блогеров, журналистов, спортсменов, актеров, музыкантов и т.д., что позволит обеспечить победу в большинстве округов за счет синтеза известности этих людей и использования административного ресурса. Определенная логика в этом плане есть, однако не нужно забывать, что при таком раскладе оппозиционные политические силы тоже постараются выдвинуть в одномандатных округах (особенно в крупных городах) ярких людей, что опять поставит власти в трудное положение. Или нужно будет тотально зачищать всех неугодных конкурентов на этапе регистрации, но тогда есть риск получить масштабные протесты уже не только в Москве, как прошедшим летом, но и во многих других городах, а это чревато серьезной политической дестабилизацией. Или же придется многих ярких оппозиционеров допускать до выборов, что несет в себе большие риски для кандидатов от власти. Так что данный вариант даже на первый взгляд тоже является довольно проблематичным для Кремля.

Другая версия этого сценария – возвращение к выборам только по партийным спискам (как это было до 2012 года), что позволит властям задействовать отработанные механизмы влияния на зарегистрированные политические партии и не допустить появления в списках одиозных оппозиционеров. Однако мы прекрасно помним, чем такой сценарий закончился в декабре 2011 года, когда обозленные россияне активно голосовали по принципу «за любую партию, кроме «Единой России». Из-за этого властям пришлось прибегнуть к масштабным фальсификациям, которые, в свою очередь, вызвали массовые протесты, целый год будоражившие страну и напрягавшие Кремль по полной программе (тогда, кстати, властям под давлением общества пришлось вернуться к смешанной системе выборов в Госдуму). Очевидно, что повторять такой же сценарий в 2021 году будет для власти очень опасно.

Следующая новация, которая активно обсуждается в кремлевской администрации, — возможность создания избирательных блоков, когда разные политические партии и общественные организации могут официально объединяться для участия в выборах. Плюсом для Кремля здесь является то, что непопулярных единороссов можно будет разбавить различными общественными структурами и улучшить имидж кандидатов от власти в глазах избирателей. Но здесь опять же присутствуют и серьезные риски, так как подобные блоки начнет создавать и оппозиция, что может создать непредсказуемый предвыборный расклад и поставить власти в очень неудобное положение. Представим, например, что КПРФ объединит усилия в таком избирательном блоке со своими союзниками на левом и патриотическом фланге оппозиции. Здесь может получиться очень мощный синтез системных и несистемных политических сил, который может создать колоссальные проблемы для единороссов.

Таким образом, все возможные варианты реформирования законодательства о выборах накануне выборов депутатов Госдумы-2021 несут в себе существенные риски для властей. Поэтому на данном этапе в Кремле начинает преобладать успокоительная версия о том, что ничего радикально менять не нужно, рейтинг «Единой России» можно выправить отдельными косметическими мерами, при этом оппозицию следует и дальше дробить при помощи создания различных спойлеров и точечных репрессивных действий в отношении «неудобных» лидеров. Все это, по мнению сторонников консервативного сценария проведения выборов-2021, позволит «как-нибудь обеспечить нужный результат» и сохранить для власти контрольный пакет мандатов в российском парламенте. Однако при таком раскладе отвращение российских граждан к «Единой России» может достигнуть такого масштаба, что сработает практически любой вариант протестного голосования и выборы могут превратиться в плебисцит по вопросу доверия или недоверия власти. Тоже очень опасный для Кремля сценарий.

Получается, что при сохранении текущего антисоциального экономического курса у власти нет гарантированных сценариев победы на выборах в Госдуму в 2021 году. При этом многие представители действующей провластной «элиты» прекрасно осознают возможные проблемы, поэтому у многих из них появится соблазн поиграть в различные игры с оппозицией, чтобы создать себе «запасные аэродромы» на случай серьезного политического кризиса, который вполне возможен в ближайшие годы. Так что ситуация может стать просто непредсказуемой.

Такая неопределенная обстановка налагает дополнительную ответственность на российскую оппозицию, в первую очередь, на лево-патриотические силы. Уже сейчас нужно формировать широкий фронт левых и патриотов, а также создавать и пропагандировать яркую команду лидеров, которая должна стать лицом будущих перемен с стране. Если сделать это в ближайшее время, тогда у лево-патриотических сил появляется шанс побороться за существенное укрепление позиций в Госдуме и усиление общего влияния в политической жизни страны накануне серьезных событий. Ну а промедление, как говорится, смерти подобно, как минимум – политической смерти…

Сергей Удальцов