Есть все основания полагать, что Максима Сурайкина активно раскручивают в СМИ и допустили до выборов исключительно для того, чтобы настоящий «коммунист мочил бизнесмена Грудинина. Однако после публикации декларации Сурайкина появился ряд вопросов как к самому «товарищу Максиму», так и к его партии.

Судя по декларации, Максим Сурайкин владеет: счетами на 52.3. млн рублей, ценными бумагами на 6.2 млн., а так же является владельцем 12 компаний: ООО «Алезар», 51%; ООО «Мастер Медиа», 50%; ООО «Народная компьютерная компания», 51%; ООО «Экспосервис», 100%; ООО «Ильмакс Медиа Групп», 50%; ООО «М.Техник», 50%; ООО «АРОНБАЗИС», 100%; ООО «ТРЕЙД ПАРТ РУС», 50%; ООО «Алезар-Скорая Компьютерная помощь», 51%; ООО «1с ФЁРСТ», 100%; ООО «Рент-Авто-Люкс», 100%; ООО «Группа-Квартал-Строй», 90%. При этом «товарищ Максим» не женат, не владеет ни квартирами, ни машинами  (прямо как «вор в законе»), долю всюду получает, но ничем не обременен.

Но не столь интересны задекларированные компании господина Максима Сурайкина, сколь то, что не попало в декларацию, в частности — доля в печально известном «Нафтабанке», где Сурайкин совместно с бизнес-партнером Алексеевым-Клочковым Алексеем Валерьевичем владел почти 15% акций. Банк не соблюдал введенные ограничения на осуществление отдельных банковских операций, при этом участвовал в проведении сомнительных операций по выдаче наличных средств из кассы в крупных объемах. Руководителями и собственниками КБ «Нафтабанк» были предприняты действия по выводу высоколиквидных активов из кредитной организации. И вот если «настоящий коммунист» — владелец 12 коммерческих компаний, то это еще как-то объяснимо. Но коммунист-банкир – это уже ни в какие ворота…

Была версия, что «товарищ Максим» на самом деле идейный человек, жертвующий все свои доходы от бизнеса родной партии, ну прямо как Иосиф Сталин, который был готов даже на «эксы» ради общего дела и имя которого так любит эксплуатировать Сурайкин. Чтобы проверить эту версию, мы изучили отчет партии «Коммунисты России» на сайте ЦИК за 2016 год. Увы, но в числе жертвователей ни сам Сурайкин, ни его компании не отмечены, зато господин Сурайкин, как настоящий банкир, засвечен в отчете как выдавший кредит собственной партии на сумму 14.25 млн рублей под 23.5% годовых. Хотя в том же 2016-м средняя ставка банков для юридических лиц, коим является партия, была в районе 16-17% годовых и как результат — «товарищ Максим» к 2020-му по договору должен получить 31 млн. Я понимаю, бывают ситуации, когда надо свою организацию кредитовать, дав попользоваться личными накоплениям. Могу понять, если это делается по ставке, равной ставке депозита, где накопления лежали, но не под процент, который в рамках договора удваивает сумму займа за 5 лет!

И коль уж копнули отчеты партии товарища-банкира Сурайкина, интереса ради изучили взносы, ведь настоящая партия, состоящая из идейных людей, должна, теоретически,  работать в основном за счет взносов. Но это никак не относится к организации Сурайкина, которую, судя по показателю взносов, называть партией не слишком корректно. Если верить отчетам на сайте ЦИК, то в 2012 году  «Коммунисты России» собрали лишь 1 200 рублей взносов, что на самом деле странно, так как официально организация Сурайкина существовала с 2009 года. Минимальная численность партии 500 человек, не сходится… В 2013-м сумма взносов выросла до 741 188 рублей, сумма уже намного солиднее, но учитывая, что устав «Коммунистов России» говорит о том, что «членские взносы уплачиваются членами Партии в размере не менее одного процента от совокупного дохода члена Партии», то даже если допустить, что средний доход члена партии — 10 000 рублей (хотя реально он, конечно, выше), то получается, что в партии Сурайкина в 2013 году было 617 человек. При этом в 2014-м взносы сократились до 118 426 рублей, в 2015-м — до 52 892 рубля, а в 2016-м и вовсе упали до суммы 11 536,33 рублей, что, даже если верить в доходы по 10 тысяч в месяц, приводит нас к численности «партии»…  в 9 человек (!!!). А учитывая доходы самого Сурайкина, получается, что он там вообще «сам себе партия», причем еще и должник по взносам.

Еще господин Сурайкин заявлял, что, дескать, Грудинин не имеет достаточно теоретических знаний, но уж простите, лучше быть практиком с образованием, полученным в СССР, чем кандидатом наук со сплагиаченной диссертацией.

Резюме. Социал-демократа Грудинина, ЗАО которого не выплачивает дивиденды своим акционерам, вкладывая в развитие предприятия и социалку, что в наше время случай уникальный, критикует недоделанный капиталист-банкир, бизнес которого либо ничем не прославился, либо прославился печально — как в случае с «Нафтабанком». При этом именует себя горе-банкир не иначе, как «товарищ Максим», лидер полумифической, судя по уставу и отчетам, партии «настоящих коммунистов». Смех, да и только…

Алексей Коваленко, Отдел расследований Левого Фронта