Вчера поздно вечером президент Путин встретился с лидерами парламентских фракций для обсуждения поправок в Конституцию. Выглядело это так, как будто Путин специально продемонстрировал парламентариям их место, так как заставил несколько часов ждать завершения своих переговоров с турецким президентом Эрдоганом. Общение с руководителями Госдумы явно планировалась заранее, при этом было совершенно очевидно, что российско-турецкие переговоры будут непростыми и долгими. Однако встречу с лидерами фракций не перенесли на другой день, а промурыжили их практически до ночи. Выглядело это довольно неуважительно.

Но это все нюансы. Если говорить по существу вопроса, то на самой встрече Путин ожидаемо призвал лидеров «Единой России», КПРФ, СР и ЛДПР сплотиться вокруг принятия поправок в Конституцию, разъяснять избирателям их содержание и приглашать граждан на голосование 22 апреля. Прозвучал своего рода призыв к возрождению «крымского консенсуса». С единороссами все понятно, лидер их фракции Неверов выразил, как раньше говорили, «глубокое удовлетворение» по всем вопросам. Недалеко от него ушли Жириновский с Мироновым, которые тоже выразили очевидную готовность поддержать президентские поправки. Более выигрышно смотрелся лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который хотя и выражался весьма дипломатично, но, по сути, дал понять, что пока решение по поводу отношения к поправкам в Конституцию и голосованию в апреле партией еще не принято, идет внутрипартийная дискуссия. Что же, будем надеяться, что КПРФ сможет удержаться на принципиальной позиции и не подыгрывать кремлевским шулерам.

Ну а то, что так называемая «конституционная реформа» является откровенным шулерством, с каждым днем становится все очевиднее. «Пакетное голосование», когда можно будет проголосовать не за каждую поправку отдельно, а только «за» или «против» всех поправок сразу, выглядит как сознательная «разводка» избирателей. Как выразился кто-то из представителей оппозиции, нам предлагают одновременно проголосовать «за горячие завтраки для школьников и бесконечное правление Путина». Вот и делайте выбор, как хотите. Особенно порадовала глава ЦИК Элла Памфилова, которая сравнила «пакетный» формат всенародного голосования с комплексным обедом. «Хорошо, вам не нравится винегрет, но вам нравятся борщ или котлеты. Вы тогда для себя решите: нет, откажусь от всего обеда, потому что мне винегрет не нравится, или я все-таки возьму — винегрет не съем, мне ни холодно, ни жарко, а борщ и котлеты будут при мне», — сказала глава ЦИКа. Вот так фантазия у наших властей! Только от такого «комплексного обеда» у многих россиян может возникнуть несварение желудка, когда они поймут, в какую аферу их втянули.

Мы, конечно, дождемся рассмотрения поправок в Конституцию в Госдуме во втором чтении (намечено на 10 марта), когда окончательно станет понятен их состав, а также формат всенародного голосования. Но уже сейчас практически на 100% ясно, что ни одной существенной поправки от оппозиции, в частности от КПРФ и лево-патриотических сил (про национализацию природных ресурсов и недр, про возвращение прежнего пенсионного возраста, про ограничение размера коммунальных платежей для граждан, про прогрессивное налогообложение высоких и сверхвысоких доходов и т.д.), президент Путин и партия власти не поддержат. Соответственно, эти поправки не будут вынесены и на всенародное голосование. Также очевидно, что формат голосования 22 апреля будет мошенническим – полноценного наблюдения оппозиция провести не сможет, так как наблюдателей будет направлять провластная Общественная палата, а массовое досрочное голосование и дистанционное электронное голосование (которое вообще невозможно достоверно проконтролировать) откроют для властей широчайшие возможности для различных фальсификаций. Кстати, ситуация с коронавирусом вполне может стать для Кремля дополнительным аргументом в пользу массового электронного голосования.

В такой ситуации оппозиция просто не имеет права подыгрывать кремлевским жуликам, которые затеяли всю это историю с поправками в Конституцию с одной целью – продлить свои властные полномочия и возможности разграблять Россию как можно дольше. Убежден, что у лево-патриотических сил есть железобетонные аргументы, чтобы не поддерживать конституционный спектакль «имени Путина». Потому что вместо капитального ремонта основного закона страны в интересах трудящегося большинства населения нам подсовывают косметический суррогат, выгодный действующей власти

На сегодня в обществе обсуждаются две основные протестные тактики по отношению к голосованию 22 апреля – активный бойкот и голосование «против» поправок. Левый Фронт окончательно сформулирует свою позицию после 10 марта, предварительно проведя интернет-опрос наших сторонников и консультации с союзниками. Однако если известный нам на данный момент формат голосования, о котором я упоминал выше, не изменится, то совершенно очевидно, что оптимальной формой протеста становится активный бойкот.

Потому что при отсутствии возможности осуществить полноценный контроль за процессом волеизъявления граждан тактика голосования «против» во многом теряет свой смысл, а в чем-то даже становится вредной. Ведь такая тактика вольно или невольно будет повышать явку избирателей на участки, а нужный результат голосования будет сформирован властями при помощи административного ресурса, досрочного и электронного голосования. При этом сегодня данные различных соцопросов показывают, что многие россияне пока не собираются идти на голосование, и это может создать властям большие проблемы, ведь Кремль уже поставил задачу обеспечения явки не менее 70%. К тому же, призывы голосовать «против» всех поправок, среди которых власти разместили несколько откровенно популистских, но приятных для общественного восприятия, натолкнутся на массовое пропагандистское шельмование оппозиции, которую объявят «нелюдями, выступающими против пенсионеров, ветеранов и матерей». Зачем так подставляться?

Убежден, что консолидированный бойкот, объявленный основными оппозиционными силами, может существенно (как минимум, на 25-30%) понизить явку избирателей на голосование 22 апреля. При этом объем явки можно достаточно эффективно контролировать даже без полноценного официального наблюдения, просто выставив наших сторонников у входа на участки для подсчета числа проголосовавших.  Если мы это сделаем, то существенно завышать количество избирателей, принявших участие в голосовании, властям будет крайне опасно, так как подобные манипуляции могут быть легко выявлены, что может вылиться в грандиозный скандал. Ну а чем ниже будет количество проголосовавших 22 апреля, тем слабее будет легитимность всей конституционной «спецоперации» Кремля. Что и требуется доказать. В то же время, оппозиция в глазах народа будет выглядеть честной и принципиальной, и сможет существенно укрепить свой авторитет. Думаю, не стоит никого убеждать в необходимости такого укрепления накануне большой политической битвы за будущее России, которая развернется в процессе так называемого «транзита власти» уже в ближайшее время.

Особенно хочу подчеркнуть, что активный бойкот подразумевает отнюдь не лежание на диване. За оставшиеся до всенародного голосования полтора месяца мы должны провести масштабную разъяснительную и агитационную работу среди граждан. Объяснять нашу позицию в интернете, идти с листовками и газетами в народ, напрямую общаться с людьми. И, конечно, 22 апреля не отсиживаться дома. Не буду говорить за всю оппозицию, но для всех сторонников социализма в этот день есть прекрасная альтернатива участию в мошенническом голосовании – массово отпраздновать 150-летие со дня рождения великого революционера и мыслителя, основателя Советского государства Владимира Ленина. Прийти с цветами к Мавзолею в Москве, а также к памятникам Ленину во всех населенных пунктах страны. За Ленина и социализм, против капитализма и путинизма. Вот это будет правильно, это будет красиво! Думаю, так и нужно поступить 22 апреля 2020 года

Сергей Удальцов