Сейчас в рамках предвыборной кампании Павла Грудинина как доверенное лицо много езжу по регионам, общаюсь с самыми разными людьми. Кругом одни и те же вопросы и проблемы – нищенские зарплаты, нехватка рабочих мест, плохая экология, некачественная и недоступная медицина. По отношению к действующей власти тотальный негатив, люди ругаются последними словами. Голосовать собираются прямо скажем – не за Путина.

При этом внешне все вроде бы тихо. Массовых протестов нет. Нам рассказывают о рейтинге Путина в 70%. По телевидению продолжают мусолить Сирию и Украину, как будто своих проблем не существует. Выборная кампания кремлевской администрацией сознательно проводится максимально незаметно. В телевизоре повсеместно царит действующий президент, который явно плевать хотел на закон. Поэтому в отпуск на время выборов он не ушел, в дебатах не участвует и вообще всем своим видом показывает явное пренебрежение к остальным кандидатам. Мол, «копошатся там какие-то ребята, но я-то государственными делами занят, мне не до них».

Другие кандидаты, конечно, возмущаются, подают жалобы и иски в суд и в ЦИК. Но все эти органы из трех букв совершенно прогнозируемо данные иски и жалобы отфутболивают. При этом Элла Памфилова, которая уже основательно вжилась в чуровское обличье, договорилась до того, что «Путин поступил честнее, когда отказался от участия в дебатах». В общем, цинизм и наглость властей зашкаливают.

Все это очевидны образом напомнило мне ситуацию 2011 года. Тогда в Кремле, как и сейчас, подумали, что они «бессмертные». Путин с Медведевым провели очередную рокировку, откровенно показав гражданам, что их держат за лохов. Народ вроде бы промолчал (как пока молчит и сейчас). Власти раззадорились, почувствовав безнаказанность, и на декабрьских выборах в Госдуму нагло изнасиловали закон и здравый смысл, беззастенчиво натянув «Единой России» нужные голоса. И вот после этого прорвало! Люди вышли на улицы, начались многотысячные митинги, продолжавшиеся почти год.

Сейчас у меня похожие ощущения. В Кремле явно нацелены нарисовать Путину 70%, хотя независимая социология, да и мой личный опыт общения с людьми показывают совсем другие цифры, говорящие о вероятности второго тура с участием Путина и Грудинина. Таким образом, без массовых фальсификаций обеспечить Путину условные 70% голосов никак не получается. И тут власти опять могут перегнуть палку, которая иногда все же стреляет.

В этой ситуации оппозиции нужно готовиться к активной борьбе по защите итогов голосования.

Для начала я бы считал правильным всем кандидатам в президенты заключить соглашение о совместном контроле за ходом голосования (если кто-то откажется от такого соглашения, то все будет очевидно). Затем всем неравнодушным гражданам необходимо 18 марта прийти на избирательные участки и проголосовать за смену курса развития России (никакого бойкота, он работает на власть!). При этом нужно обеспечить массовое наблюдение за ходом голосования. В наблюдатели можно записаться через штабы Павла Грудинина, других кандидатов в президенты, а также через различные общественные организации («Голос» и другие).

И конечно, 19 марта (а также в случае необходимости – и в последующие дни) надо готовить массовые публичные акции в формате «подведения итогов голосования». Власти должны знать, что в случае масштабных нарушений кандидаты и их сторонники не будут молчать, а выйдут на улицы. И здесь вполне возможно сотрудничество самых разных политических сил, потому что обмануть готовятся всех нас, независимо от политических убеждений.

Других способов защитить свои голоса у нас нет. И что-то мне подсказывает, что, как и в 2011 году, люди в случае наглого обмана на выборах 18 марта не останутся дома. Что-то такое носится в морозном февральском воздухе. Надеюсь, что я не ошибаюсь

Сергей Удальцов