Сегодняшняя ситуация в Белоруссии, скорее всего, обернется блокадой России — от Балтийского до Черного моря. Причем не важно — упадет ли Лукашенко или останется, попав под санкции ЕС. На этом фоне уже идут разговоры про то, что это «ужас-ужас», Россия лишится еще одной трубы. Но мы так привыкли к тому, что России нужна труба, что забыли про вопрос — зачем России труба? Зачем России экспортировать газ в Европу, а теперь еще и в Китай? Какие плюсы, а главное, какие минусы в экспорте газа?

Отбросим очевидные вопросы зависимости и эффективности Миллера, который может сделать убыточным даже наркокартель. Относительно плюсов, прибыль Газпрома составила 651 млрд рублей, что, конечно, немало, но при бюджете в 20 триллионов говорить про «трубу-кормилицу», приносящую 3% бюджета (а порой и не приносящую), мне кажется неправильно.

Газ — это преимущественно энергоноситель. Газ для Европы — это возможность относительно дешево отапливать дома, что повышает уровень жизни европейцев за счет удешевления отопления. Зачем это России, у которой дешевого газа нет у 40% населения страны? Лично я гуманист, и по возможности не только европейца, но и бродячую собаку готов накормить. Но если у меня выбор — кормить родных или бродячую собаку, то я извинюсь искренне перед собакой, но пойду кормить родных.

Газ — это дешевый обогрев промышленных помещений, соответственно, снижение себестоимости производства продукции для всех европейских предприятий. Без газа металлургия Европы существовать не может. Без газа не может существовать, будучи нерентабельным, производство цемента в Европе. Зачем это России? Заработать 100 баксов на тысяче кубов газа, а после покупать у Болгарии и Турции цемент для крымского моста — это идиотизм.

Газ — это существенное пополнение казны европейских стран. Существенно большее, нежели доходы российского бюджета от продажи газа, так как налоги и акцизы часто превосходят в ЕС (местами — десятикратно) отпускную цену Газпрома.

А теперь представим, что не России перекрывают трубу, а Россия заявляет о том, что будет планово снижать объемы экспорта газа на 20% в год относительно сегодняшних объемов и через 5 лет вообще прекратит экспорт. Сперва будет паника на рынках, подъем цены на газ, падение акций всех европейских энергозатратных производств, начиная от производителей цемента и металлургии, заканчивая акциями Airbus и VAG. Но это только сперва. Бизнес, особенно европейский, не патриотичен. Если дешевле производить в России, он неизбежно перенесет производство в Россию, тем самым создав рабочие места и пополнив российский бюджет, существенно удешевив свою продукцию для российского рынка. Излишки газа Россия вполне может направить на внутренний рынок, закончив газификацию собственной страны и при существенном износе энергосистемы внедрив мини-тэц, которые смогут обеспечить дешевое электричество и тепло как в городах, так и в сёлах, отказавшись от угля, мазута и других неэкологичных энергоносителей.

Таким образом, отказ от экспорта газа, на который молится путинская власть — это новые рабочие места, снижение стоимости товаров внутри России, повышение конкурентоспособности российского экспорта, пополнение бюджета, причем, в значительно больших объемах, нежели сегодня дает продажа газа, и главное — улучшение уровня жизни российских граждан, особенно — сел и северных территорий

Алексей Коваленко