Китай требует квоту на вылов минтая в российских морях — и требует её совершенно бесплатно, а в противном случае китайские партнеры и вовсе могут отказаться от закупок нашей рыбы. Отметим, что в начале года Китай уже значительно сократил закупку российских рыбных ресурсов в связи с коронавирусными ограничениями. Доля Китая за первые четыре месяца 2021 года в структуре нашего экспорта сократилась с 67% до 15% — по сравнению с тем же периодом 2020-го. Пока что России удалось частично компенсировать сократившийся экспорт в Китай за счёт увеличения экспорта в Южную Корею (рост с 22% до 58%) и страны Африки. Но тенденции очень тревожные.

Бытует мнение, что эпидемия covid-19 стала лишь предлогом для сокращения закупок российской рыбы в прошлом году, а на деле Китай уже тогда пытался оказывать на нас давление, чтобы получить максимально выгодные для себя условия. Китай заявил, что в партии российской рыбной продукции якобы были найдены следы коронавирусной инфекции. Россельхознадзор запросил у Главного Таможенного Управления КНР результаты исследования, но китайская сторона заявила, что загрязнённая коронавирусом продукция подлежит уничтожению. Связаться с представителями ГТУ КНР так и не удалось.

В итоге, Россия оказалась в положении, в котором порой уже выгоднее задаром отдавать бесценные рыбные ресурсы, чем пытаться за них хоть что-нибудь получить. Что же касается наших сограждан, так для них, наоборот, вводят всё больше препятствий в отношении ловли рыбы. Так, Минсельхоз недавно внёс в Госдуму законопроект, который подразумевает повышение ставок на вылов рыбы. К примеру, согласно газете «Ведомости», ставка за того же камчатского краба (за тонну) вырастет с 35 000 рублей до 80 000. То есть, больше, чем в два раза! Таким образом, предполагается, что это на 20% повысит налоговые отчисления, которые рыбная отрасль платит в бюджет. Законопроект уже одобрило правительство. Конечно, есть свои нюансы (сохранятся льготы для градообразующих предприятий, некоторые компании смогут получить налоговый вычет до 85%, и т.п.), да и законопроект перед окончательным одобрением (а оно наверняка последует) ещё может быть не раз доработан, но всё-таки как эта новость сочетается с тем, что Китаю в то же самое время мы, вероятно, будем вынуждены отдавать рыбу задаром?

Также непонятно, почему мы сами не можем заниматься своей рыбой. Характерно, что значительную часть купленных у нас даров моря Китай перерабатывает и продаёт дальше — в страны Евросоюза и США. И это в то время, когда в России растёт скрытая безработица и закрываются одно за другим предприятия. Почему мы сами не можем производить из наших ресурсов те же консервы и поставлять их на экспорт? Да и, сказать честно, на столе среднего российского гражданина уже не так часто появляется хорошая рыба…

Но нет, у нас «просто денег нет», чтобы самостоятельно распоряжаться своими ресурсами, мы нуждаемся в том, чтобы их «пользовал» кто-то другой, в данном случае — Китай. Вот куда Россию завёл «свободный рынок». Но волнует ли это нас? Если спросить многих российских граждан, так они и знать не знают, что у нас и девственного леса уже почти не осталось, и промышленные предприятия разграбили и изничтожили. И про то, что рыбу нашу мы, вполне возможно, теперь просто подарим Китаю, они тоже и слыхом не слыхивали. Куда идём, товарищи? Куда? Ну а возвращаясь к вопросу, чья же рыба в российских водах: китайцы уж точно знают ответ, а мы вот, похоже, уже не очень…

Соня Стрельцова