Как всегда, самые гнусные дела творятся в тишине. Рассмотрение поправок в избирательное законодательство, касающееся так называемого дистанционного электронного голосования (ДЭГ), ярко подтверждает этот тезис. Сейчас все информационное пространство заполнено громкими заявлениями о том, когда и с кем будет воевать Россия, а на этом фоне в Госдуме 26 января практически незаметно прошло голосование в первом чтении по поправкам в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Эти поправки, по сути, переводят ДЭГ из формата эксперимента (который проводится в России с 2019 года) в узаконенный способ проведения выборов. А если сказать откровенно, то узаконивание ДЭГ в нынешнем виде представляет из себя окончательное «убийство» выборов в России со всеми вытекающими, крайне негативными последствиями.

Претензии общественности к ДЭГ давно сформулированы, коротко напомню основные:

— при использовании ДЭГ невозможно обеспечить тайну волеизъявления гражданина. Голосование происходит вне специально оборудованного помещения, присутствие посторонних лиц при заполнении электронного бюллетеня не исключается. Также не исключается возможность заполнения электронного бюллетеня за другое лицо, в том числе возможна организация централизованного голосования за других лих.

— при использовании ДЭГ невозможно обеспечить какой-либо реальный контроль за соблюдением принципа добровольности голосования. Например, в 2021 году в Москве было зафиксировано большое количество жалоб от работников бюджетных организаций, которых фактически принуждали голосовать при помощи ДЭГ под угрозой увольнения или лишения премии. Также с целью склонения граждан к участию в ДЭГ активно использовался административный ресурс. В частности, в ходе избирательной кампании Правительством Москвы осуществлялись действия, содержащие признаки подкупа избирателей посредством проведения акции «Миллион призов». Участниками данной акции автоматически становились все лица, зарегистрированные для участия в ДЭГ, а призмами были квартиры, автомобили и призовые баллы. Массовая рассылка рекламы программы «Миллион призов» проводилась с сайта Мэра Москвы. Аналогичные истории происходили и в других регионах, где использовали ДЭГ.

— в нынешнем виде ДЭГ не обеспечивает нормального общественного контроля за технологией голосования, за ходом и подведением его итогов. Специфика функционирования ДЭГ характеризуется многочисленными процессами шифрования и дешифрования данных, представляется собой «черный ящик», восприятие информации из которого невозможно лицами, не обладающими специальными знаниями в области техники. Аналитическая информация, доступная наблюдателям и членам избирательной комиссии, является результатом многочисленных переработок данных и не может быть объективно оценена на предмет соответствия действительности.

По сути, ДЭГ представляет из себя своеобразный «бермудский треугольник», где с голосами избирателей может происходить все, что угодно. Отметим, что в 2021 году дистанционное электронное голосование использовалось в Москве, Нижегородской, Мурманской, Ростовской, Курской и Ярославских областях, а также в Севастополе. И везде результаты голосования при помощи ДЭГ сильно отличались от результатов на обычных избирательных участках, где люди традиционно голосовали при помощи бумажных бюллетеней. Самый скандальный пример – голосование в Москве, где кандидаты от оппозиции (в первую очередь – от КПРФ) в традиционном формате голосования победили в 8 избирательных округах, однако результаты ДЭГ кардинально изменили общие итоги, что привело к «победе» кандидатов о власти ВО ВСЕХ (!!!) избирательных округах. Похожая картина наблюдалась и в других регионах. Кстати, в 2019-2020 годах в тех регионах, где применялся ДЭГ, также побеждали исключительно кандидаты от правящей партии или провластные «самовыдвиженцы».

Сразу хочу отметить, что не являюсь противником прогресса. Как не являются ими и другие представители оппозиции. Еще в 2019 году мы предлагали властям создать рабочую группу с участием квалифицированных программистов (как от власти, так и от оппозиции), которая бы доработала систему ДЭГ, чтобы сделать ее прозрачной и подконтрольной общественности. Однако за два года эта работа так и не была проведена, что позволяет уверенно говорить о том, что российские власти принципиально не заинтересованы в контролируемости системы ДЭГ со стороны населения, а, наоборот, нацелены на использование ДЭГ, в первую очередь, для коррекции итогов голосования в нужную для себя сторону. Другими словами, ДЭГ нужен властям не для того, чтобы реально сделать выборы удобными для граждан, современными и честными, а для хитрых манипуляций и фальсификаций итогов волеизъявления избирателей. Другие выводы из всей этой истории с ДЭГ сделать никак не получается.

26 января поправки о ДЭГ в Госдуме ожидаемо были приняты провластным большинством. Как всегда, дружно проголосовала «Единая Россия» и ее сателлиты – ЛДПР и «Новые люди». Голосов КПРФ и СРЗП, которые выступили «против», для блокировки этого опасного закона, как мы знаем, недостаточно. Возникает резонный вопрос – что делать дальше?

Понятно, что в Кремле рассматривают ДЭГ как удобный инструмент для сохранения монополии «Единой России» на выборах всех уровней, а также для обеспечения необходимого результата так называемого «транзита власти» на президентских выборах 2024 года. Давайте скажем откровенно – если ДЭГ будут использовать на всей территории России, то для реальной оппозиции в лице КПРФ и ее союзников будет фактически заблокирована возможность реального расширения своего влияния на уровне законодательной власти. Нет сомнений, что в Кремле постараются свести к абсолютному минимуму присутствие оппозиционеров-коммунистов как в Госдуме, так и в региональных/городских парламентах. Ну а говорить даже о теоретической возможности победы на выборах с использованием ДЭГ кандидатов от несистемной оппозиции — вообще не приходится.

Ситуация, прямо скажем, складывается очень опасная. Поэтому и нужно сегодня, без преувеличения, бить во все колокола! На мой взгляд, сейчас всем отрядам оппозиции просто необходимо сконцентрировать свои усилия на противодействии повсеместному внедрению системы ДЭГ на грядущих выборах. Есть смысл уже в феврале провести во всех российских городах протестные акции против ДЭГ, развернуть масштабный сбор подписей под инициативой об отказе от использования электронного голосования на выборах, массово рассылать соответствующие требования депутатам-единороссам из Госдумы и региональных парламентов, размещать критические посты и комментарии в соцсетях. Также данную тему нужно сделать центральной во время общероссийской акции протеста лево-патриотических сил, намеченной на 23 февраля.

Помимо этого, считаю правильной и разумной инициативу руководства КПРФ о том, чтобы направить в Совет безопасности России официальное обращение о недопустимости использования системы ДЭГ в нынешнем виде, как представляющей угрозу для национальной безопасности. Надо в этом обращении прямо заявить о том, что доверие граждан к выборам и сейчас находится в России на низком уровне. Если же нашей избирательной системе будет навязано повсеместное использование ДЭГ, тогда это доверие, без сомнений, будет стремиться к нулю. И когда граждане России окончательно осознают невозможность менять жизнь в стране мирным путем на выборах, то в обществе неизбежно начнут набирать популярность более радикальные способы изменения существующей социально-экономической и политической системы. Вот пусть и задумаются обитатели Кремля, к чему они подталкивают страну. И дадут официальный ответ, отражающий их позицию по данном вопросу. Пусть народ услышит.

В общем, сейчас, без сомнений, нам всем нужно приложить максимальные усилия, чтобы затормозить процесс, направленный на уничтожение института выборов в России. Нужно дать понять властям, что общество не смирится с откровенным насилием над избирательной системой, не позволит окончательно превратить выборы в фарс. Если же те действия, о которых я сказал выше, не дадут ощутимого результата, тогда есть смысл начать процесс подготовки общероссийского референдума, куда одним из вопросов обязательно включить тему ДЭГ. Уверен, что работа по подготовке референдума может сплотить широкий круг неравнодушных граждан России, позволив создать эффективную общественную коалицию против установления диктатуры в нашей стране

Сергей Удальцов