Многие на прошлой неделе писали о Дне России. Писали разное — от истории даты 12 июня до откровенного патриотического угара без идей и смыслов, просто «Россия! Ура!» — и все тут. Так кончилась неделя. Но я хотел бы вернуться к ее началу. А в начале прошлой недели в ряде СМИ и пабликов в соцсетях обсуждался возможный политический кризис в Алтайском крае. Дело в том, что на аппаратном совещании в Алтайском краевом Законодательном Собрании (АКЗС) обсуждали повестку будущей сессии, на которой должны быть приняты изменения в Устав Алтайского края.

Для правки Устава края нужны 2/3 голосов депутатов АКЗС. По численному составу Заксобрание состоит из 68 депутатов, они разошлись по пяти фракциям: ЕР — 31, КПРФ — 24, СР — 5, ЛДПР и комроссы — по 4. Как видим, большинства у единороссов нет. Однако для принятия краевых законов достаточно 35 голосов, и ЕР кооперируется с другими фракциями, а у КПРФ не хватает голосов, чтобы заблокировать решение. А вот в случае с Уставом края коммунисты смогут заблокировать изменения, так как имеют более 1/3 всех мандатов. И вот вокруг этой возможности и начались обсуждения в соцсетях и традиционных медиа.

Изменения в Устав продиктованы федеральным законодательством. Ну не может Устав края противоречить Конституции РФ и другим законам России. А если краевые законы противоречат федеральным, то последние имеют высшую силу. В рамках политических дискуссий наибольший интерес, естественно, привлек самый экстремальный случай — роспуск АКЗС. Как это возможно. Если депутаты КПРФ «упираются» и на этой сессии изменения в Устав не принимаются, то прокурор края протестует и обязует Заксобрание принять их на следующей сессии. Если и этого не происходит, то уже краевой суд потребует от АКЗС принять новую редакцию Устава. А если и этого не произойдет, то начинается процедура роспуска краевого парламента.

И вот тут есть ряд вопросов. Почему, собственно, КПРФ должна быть против? Кто пострадает, а кто выиграет при таком варианте развития событий? Кому и зачем это надо? Среди предлагаемых изменений в Устав края есть норма о том, что губернатор сможет в любой момент любого главу района и города отправить в отставку, не глядя на то, каким образом главу избрали. И это при том, что на майской сессии процедуру отзыва самого губернатора упразднили, изменив Кодекс края о выборах. Напомним, что для участия в выборах губернатора нужны подписи муниципальных депутатов и глав — так называемый муниципальный фильтр. То есть, теперь все главы районов и городов края, если захотят остаться на своем посту, будут отдавать свои голоса за нужных губернатору кандидатов (как за основного кандидата, так и за номинального соперника). Да и вообще, норма об отставке глав подрывает и без того ослабленное местное самоуправление. КПРФ против такого изменения — как на федеральном уровне, так и на региональном. И партия свою позицию будет заявлять. Другой вопрос, насколько далеко КПРФ может зайти в этом?

Если запустить вариант с политическим кризисом, то пострадают, прежде всего, жители Алтайского края — нам придется жить какое-то время без АКЗС, а потом потратиться на новые выборы. Еще пострадают лично председатель АКЗС Александр Романенко и вице-губернатор Денис Губин. Может быть, еще ряд единороссов — три-пять, может и десяток. Но глобально ЕР не пострадает. А вот выиграть от этого «Единая Россия» может. Во-первых, обвиняя КПРФ и оппозицию в целом в политическом кризисе, а во-вторых, от того, что выборы в АКЗС теперь не будут проходить в то же время, что и в Госдуму. Явка на выборы федерального уровня всегда выше, а у ЕР есть свой подконтрольный электорат, который придет и проголосует, обеспечивая большинство единороссам. В-третьих, выборы в АКЗС могут совпасть с выборами губернатора (они пройдут в 2023 году). И если для участия в первых выборах ряду партий не нужен сбор подписей, то на выборы главы региона у власти есть все возможности не пускать любого из оппозиционных кандидатов (муниципальный фильтр, но тут все зависит от результатов выборов этого года в органы местного самоуправления). И тут уже ряд избирателей может отвернуться от тех партий, кандидата от которых не будет на выборах губернатора.

Оппозиции придется приложить на порядок больше усилий, чем единороссам. Выходит, роспуск АКЗС, где у ЕР нет большинства, на руку только партии власти. И новый праздник политического кризиса коммунисты ей не подарят. Напротив, приложив усилия краевой партийной организации и лево-патриотических организаций, КПРФ попытается развить успех прошлого года в муниципальной избирательной кампании и лишить «Единую Россию» большинства в городских думах и районных советах на Алтае. Стоит напомнить, что это будут самые масштабные муниципальные выборы в России — будут замещены почти шесть тысяч мандатов. От успеха на этой кампании будет зависеть ход губернаторской кампании следующего года. КПРФ идет на эти выборы большой командой совместно с движениями Левый Фронт, «За новый социализм» и другими. Предварительные договоренности об участии кандидатов этих движений уже достигнуты, работа в округах идет. В краевой столице лево-патриотической оппозицией разработана программа на выборах в Барнаульскую городскую Думу. Само выдвижение кандидатов и утверждение программы пройдет на краевой конференции КПРФ в начале июля.

Победа на муниципальных выборах даст куда более крутой поворот в развитии, чем досрочные выборы краевого парламента! Так победим вместе!

Юрий Красильников, координатор Левого Фронта в Алтайском крае и Республике Алтай