По итогам Единого дня голосования-2023 можно сделать некоторые предварительные выводы. Самый неутешительный заключается в том, что, несмотря на реальную необходимость сплотить общество в условиях затянувшейся спецоперации и беспрецедентного внешнего давления на Россию, в Кремле так и не решились провести честные и конкурентные выборы. Хотя никаких иноагентов и национал-предателей среди кандидатов не усматривалось, а в выборах участвовали политические силы, стоящие на патриотических позициях. Но привычка к монополии на власть, как наркотик, не отпускает «Единую Россию», поэтому она при поддержке кремлевской администрации продолжает цинично использовать фактор СВО в своих корыстных политических целях.

Нужно отметить, что практически во всех регионах властями вновь был задействован комплексный арсенал административного ресурса, муниципального фильтра (как в Алтайском крае), различных нарушений и фальсификаций, чтобы «натянуть» высокий результат единороссам. При этом парламентские оппозиционные партии, напротив, находились в тяжелом положении, так как в условиях СВО и фактического запрета на массовые мероприятия не могли себе позволить активные протестные действия и жесткую критику властей, поэтому их предвыборные кампании были урезанными, чем с удовольствием пользовалась «Единая Россия».

Что касается несистемной оппозиции, то она уже давно подвергается серьезным гонениям и репрессиям, поэтому существенно повлиять на ход выборов в этом году ей было затруднительно. Несистемные либералы «зачищены», а «рассерженные» национал-патриоты после гибели Пригожина и ареста Стрелкова не смогли сформулировать консолидированную позицию по отношению к выборам. Характерно, что тактика бойкота выборов, как и в прошлые годы, не нашла адекватной формы воплощения, поэтому ее сторонники фактически помогали властям, устранившись от выборов и снижая явку протестных избирателей. Наиболее разумную тактику среди несистемных сил использовали левые организации, в первую очередь – Левый Фронт и ДЗНС, которые поддержали своих проверенных союзников из КПРФ, как наиболее оппозиционную силу из всех парламентских партий, что положительно сказалось на результатах компартии.

Отдельно следует сказать про электронное голосование. Накануне президентских выборов-2024 власти, несмотря на жесткую критику со стороны оппозиции, активно наращивают использование системы ДЭГ, делая на нее ставку в крупных городах. Яркий пример – Москва, где в этом году власти предприняли беспрецедентные усилия, чтобы «загнать» в электронный формат голосования большинство избирателей — через агрессивную рекламу, розыгрыш призов, прямое и косвенное принуждение со стороны работодателей и т.д. В итоге, из 3.3 миллионов избирателей, принявших участие в выборах мэра Москвы, 2.7 миллиона проголосовали при помощи ДЭГ (то есть, почти 80 процентов!!!). При этом система ДЭГ по-прежнему остается абсолютно непрозрачной и неподконтрольной общественности, поэтому Левый Фронт не может признать законными итоги выборов в тех регионах, где применялся ДЭГ.

В целом, «проблема ДЭГ» становится основной для оппозиционных партий, так как в нынешнем виде она практически лишает оппозицию шансов на победу на крупных выборах. Если и дальше мириться с использованием этой мошеннической технологии, то о честных выборах можно будет забыть окончательно. Возможно, имеет смысл попытаться в ближайшее время сформировать из разных отрядов оппозиции тактическую коалицию за отмену ДЭГ (или за доработку этой системы для обеспечения контроля со стороны граждан), чтобы вынудить Кремль пойти на уступки.

Безусловно, стоит отметить, что несмотря на все вышеуказанные субъективные и объективные проблемы, препятствия и фальсификации, команда КПРФ и лево-патриотических организаций (куда входит и Левый Фронт) практически везде заняла на выборах уверенное второе место, подтвердив статус главной оппозиционной силы в стране. Это показывает, что запрос на «левый поворот» является в России крайне актуальным, а нежелание властей двигаться в этом направлении медленно, но верно готовит почву для социального взрыва в стране. Также характерно, что единственный конкурентный сценарий выборов в этом году был реализован в Хакасии, где губернатором является коммунист Валентин Коновалов. И, что показательно, в открытой и конкурентной борьбе кандидат от «Единой России» не выдержал напряжения и сошел с дистанции. Это только подтверждает нашу убежденность в том, что при честном характере выборов от монополии единороссов не останется и следа!

В целом, выборы-2023 прошли, а борьба за социалистические перемены в России продолжается. Избранные от левых сил депутаты будут нашей опорой в деле защиты прав граждан. Ну а вопрос о кадровых изменениях в руководстве страны и смене курса развития нашего государства остается основным в сегодняшней политической повестке. Впереди президентские выборы. Очевидно, что кремлевская администрация постарается провести их в таком же имитационном и неконкурентном формате, как и ЕДГ-2023. Поэтому крайне актуальным является создание накануне марта-2024 максимально широкой коалиции всех левых и национально-патриотических сил, проведение праймериз и выдвижение единого кандидата в президенты. Задача сложная, но жизненно важная, потому что дальнейшая несменяемость власти и ее нежелание проводить давно назревшие реформы в нынешних драматических условиях могут обернуться катастрофой для России

Сергей Удальцов