Фарисейство провластных структур в России уже не имеет границ. Сразу после открытия XXI Международной выставки «Безопасность и охрана труда» в декабре 2017 года Россия подписала меморандум о присоединении к движению Vision Zero или Нулевой травматизм (далее – Концепция «Нулевой травматизм»). Документ подписали Министр труда РФ Максим Топилин и Генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) Ханс Хорст Конколевски. Разработанная МАСО Концепция «Нулевой травматизм» представляет собой новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления: безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

Концепция «Нулевой травматизм» предполагает семь золотых правил:

  1. Показать приверженность принципам — взять на себя лидерство.
  2. Проанализировать угрозы, выявить риски, контролировать риски.
  3. Определять цели – разрабатывать программы.
  4. Создать систему безопасности и гигиены труда.
  5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием
  6. Регулярно повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки.
  7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия.

Это означает, что государство, стимулируя разными способами заинтересованность работодателей в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, прежде всего, должно показывать собственные примеры неравнодушного отношения к сохранению трудовых ресурсов и повышению профессиональной активности работающих за счет улучшения состояния здоровья, увеличения средней продолжительности жизни работников. В то же время, Минтруд России поддержал предложенную Правительством РФ «пенсионную реформу», в результате которой возраст нового выхода на пенсию работающих россиян — 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. По мнению министра труда РФ Максима Топилина, пенсионная реформа – это огромное благо для россиян. Главной ее целью является увеличение размера пенсий как нынешних, так и будущих пенсионеров. Прибавка к пенсиям предполагается, в среднем, в размере 1 тысячи рублей в год. По мнению многих видных экономистов, так называемая «пенсионная реформа» у каждого мужчины отбирает как минимум 600 тысяч рублей, а у каждой женщины почти 1 миллион рублей. При этом Правительство РФ обществу не предложило сколь-нибудь обоснованной и просчитанной программы по реализации этой реформы.

По сути, «пенсионная реформа» — это третий удар по стране после развала СССР, когда нас лишили сначала родины, затем собственности, в настоящее время – права на жизнь. В 36 регионах России мужчины сегодня не доживают до 65 лет, молодежная безработица во многих регионах выше 20%, и она станет еще больше, так как число рабочих мест при повышении пенсионного возраста не увеличится. Примерно 92% населения России не поддерживают эту реформу, выходя на массовые митинги с протестами.

Не касаясь морально-этической стороны этого дела, рассмотрим основные последствия повышения пенсионного возраста в сфере производственного травматизма. Повлияет ли старение организма человека, вынужденного работать до 65 лет, на рост производственного травматизма? Что об этом говорит наука? Наука сегодня содержит около 200 различных теорий и гипотез, рассматривающих причины старения организма. К основополагающим теориям относят:

теория апоптоза — основывается на гипотезе существования программы гибели клетки по окончании ее жизненного цикла. Причина старения состоит в том, что в организме разрушается больше клеток, чем образовывается;

теломерная теория — основывается на том, что человеческие клетки имеют определенный лимит деления. Исчерпав который, они переживают дегенеративные трансформации, приводящие их к гибели, а организм к дряхлению;

нейрогенная теория — объясняет причины старения человека с функциональным дисбалансом центральной нервной системы, приводящей к сокращению когнитивных возможностей мозга из-за зашлакованности межклеточного пространства;

теория свободных радикалов, заключающаяся в том, что молекулы активного кислорода, образующиеся в организме под воздействием химических процессов, а также влияния ультрафиолета, загрязненного воздуха и других внешних факторов, имея неспаренный электрон, вступают в реакцию с соседними молекулами, чем повреждают здоровые клетки.

Ученые утверждают, что внутри организма человека процессы дряхления затрагивают, в первую очередь, сердце, нервную и сосудистую системы. Атеросклероз, поражающий сосуды, ухудшает подачу питательных веществ в ткани и органы, выведению токсинов. Развивается функциональный дисбаланс, который оказывает влияние на функции печени и почек. Они перестают качественно справляться с очищением организма, приводя к увеличению концентрации промежуточных продуктов обмена, вызывают угнетение клеточного дыхания, снижение обменных процессов. Накопление токсических веществ отражается на нервной системе, психическом здоровье, приводит к снижению эмоциональной устойчивости, внимания, ухудшению характера, снижению трудоспособности. Ученые также отмечают, что влияние неблагоприятных внешних и внутренних факторов, способны запускать механизм увядания досрочно. К ним относят:

— синдром хронической усталости, возникающий вследствие частых стрессов, повышенных психоэмоциональных нагрузок, ненормированной трудовой деятельности. Считается моделью ускоренного старения, особенно для жителей крупных, плотно населенных пунктов;

— стресс-фактор, способный запустить, а также ускорить процесс старения;

— недостаток мышечной активности, вызывающий утрату тонуса тканей, способствует ожирению, болезням органов дыхания, сердца;

— недостаток мозговой активности, приводящий к отмиранию клеток мозга;

— заболевания и вредные привычки. Хронические и тяжелые заболевания, алкоголизация.

Кроме того, на преждевременное старение оказывают влияние экологические и социальные проблемы (снижение уровня доходов, медицинской помощи и социальной защиты), а также эндогенные факторы (дисбаланс обмена веществ, интоксикации, иммунные сбои, наследственность).

Но все ученые, несмотря на разность теорий, сходятся в одном – увядание и дряхление организма человека представляет собой безвозвратный естественный процесс, генетически заложенный в живых клетках. Накопление поврежденных и отмерших клеток приводит к постепенному износу органов и систем, что в свою очередь, является причиной постепенной утраты способности к самовосстановлению и регенерации, адаптации к изменениям окружающего мира. Имеются в виду стойкие патологические изменения, которые не делают людей нетрудоспособными, но мешают в работе и повышают предрасположенность к несчастным случаям. В своей работе «Анализ факторов, влияющих на принятие решения относительно возраста выхода на пенсию» представители Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ» (А.Г.Аганбегян, Ю.М. Горлин) отмечали, что «возраст, как и состояние здоровья, представляют собой наибольшие существенные факторы, влияющие на выход работников с рынка труда».

Безусловно, возрастной работник – это риск для предприятий, связанный с увеличением производственного травматизма. У людей в возрасте 50 и более лет ослаблен слух и зрение, у них плохая координация движений, плохая память, теряется быстрота реакции.  С возрастом приходит мудрость, но способность фокусироваться и запоминать вещи снижается. Как показывают множественные исследования ученых, к несчастным случаям и профзаболеваниям приводят не только организационные, технические причины, но и возрастные изменения работников. Анализ причин возникновения травматизма основывается на статистических данных за определенный период времени по официальным документам, регистрирующим произошедшие несчастные случаи.    Например, в статье Янчий С.В., Дегтярева Н.Д. «Анализ производственного травматизма в организации на основе применения статистического метода», утверждается, что одним из основных факторов, определяющих склонность работника к травматизму, является возраст. На рисунке ниже представлена динамика травматизма в зависимости от возраста:

Авторы статьи уверенны, что высокий уровень травматизма обусловлен излишней самоуверенностью в своих возможностях, а также тем, что с возрастом у людей ослабевает внимательность, которая как известно, меняется с возрастом.

Аналогичные выводы делает доктор экономических наук Дулясова М.В., которая в своем исследовании показывает, что вероятность возникновения несчастного случая зависит от возраста и стажа работника. Ею отмечено, что вероятность производственного травматизма имеет два основополагающих момента: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет. Молодость и недостаток профессионального опыта обуславливают наивысший уровень травматизма в первый год работы. Это объясняется неопытностью работающего, недостатком его знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, отсутствием быстрой реакции и неумением найти правильный выход в сложной ситуации. С увеличением стажа, как правило, число несчастных случаев снижается. Второй пик подъема травматизма, как показали исследования, отмечается у лиц, имеющих трудовой стаж 10-15 лет, что объясняется двумя причинами. Во-первых, снижением резервов организма, работающих под влиянием возрастных изменений; во-вторых, появляющейся «вторичной беспечностью», формирующейся в результате адаптации к опасности.

Ученые из Мельбурна (Австралия) доказали, что работа до 30 часов в неделю хороша для когнитивной функции развития человека, но приводит к снижению производительности труда.  В проводимых ими исследованиях участвовали 3500 женщин и 3000 мужчин, которым было более 40 лет, которые показали, что люди, работавшие более 55 часов в неделю, имели больший когнитивный спад, чем те, кто вообще не работал. Ученые отмечают, что некоторая степень интеллектуального стимулирования хороша в старшем возрасте, например, при решении головоломок и кроссвордов, но чрезмерная стимуляция имеет прямо противоположный эффект. Они отмечают, что существует тонкая грань между поддержанием активности мозга и слишком большой его перегрузкой, что вызывает стресс и имеет другие негативные последствия. Лучшим решением для людей старше 40 лет, по мнению австралийских ученых, является работа не полный рабочий день. Таким образом, они будут достаточно стимулировать мозг, но не будут слишком истощены, утомлены, что и приводит к таким последствиям, как травмирование.

В своей книге «Психология управления» Чередниченко И.П., Тельных Н.В. рекомендуют руководителям предприятий с особым вниманием относиться к работникам предпенсионного возраста, в частности, не поручать пожилым работникам слишком тяжелой и однообразной работы, использовать их на тех рабочих местах, где возможен спокойный и равномерный темп работы, учитывать их состояние здоровья при распределении новых заданий, принимать во внимание прогрессирующее ослабление функциональной способности органов.

На этом фоне наши власти в усилиях убедить население России в необходимости «пенсионной реформы» предложили ввести уголовную ответственность для работодателей за увольнение пожилых работников. Но когда речь идет об извлечении максимальной прибыли, будет ли бизнес думать о необходимости сохранения такого трудового ресурса? Нужны ли ему такие риски на производстве? Ратуя за безальтернативную необходимость внедрения пенсионной реформы, правительство и президент обращаются к опыту европейских стран, где пенсионный возраст соответствует этим предлагаемым параметрам – 65 лет и более. Например, в Японии возраст выхода на пенсию и для мужчин, и для женщин — 70 лет, но у них и самая высокая продолжительность жизни — 82 года. При этом следует помнить о существенной разнице в размере пенсий российского рядового пенсионера и какого-нибудь европейского. Российский пенсионер на свою пенсию едва выживает, европейский — живет и путешествует. Или как метко подметил депутат государственной думы Олег Шеин, «на Западе люди могут поездить на свою пенсию по миру, а у нас — только пойти». Для решения задачи увеличения возраста для выхода на пенсию необходимо, чтобы и уровень жизни населения России был таким же высоким, как в европейских странах. Разве у нас качество медицины, образования, уровень жизни уже как в европейских странах?

После вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» были внесены коррективы в действующую систему пенсионного обеспечения. Негативные последствия специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) уже сказались на работниках, работающих во вредных условиях труда. Ранее, до принятия закона, для досрочного назначения пенсии работнику необходимо было соблюдение следующих условий: — профессия должна входить в список № 1 или список № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; — работник должен был иметь установленный специальный стаж работы по данной профессии.

С января 2014 года при назначении досрочной пенсии обязательно должны учитываться результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах (далее – СОУТ). При условии признания условий труда оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2), права на досрочное назначение пенсии работники лишаются. На практике Закон привел к снижению гарантий работников, в том числе — досрочное пенсионное обеспечение за счет неоправданного изменения уровня вредности и класса условий труда по широкому ряду рабочих мест. Предельно допустимые уровни для ряда факторов повышены (шум, общая вибрация), отменены оценки микроклиматических условий на открытой территории, оценка напряженности трудового процесса работников с нервно-эмоциональными нагрузками, освещенности. Искусственное ограничение перечня факторов в классификации условий труда привели к автоматическому лишению права работников на досрочную пенсию и вызвали в обществе справедливую негативную оценку. Все эти причины — низкий уровень жизни, безработица (людям старше 45 лет уже сейчас весьма сложно найти работу), плохое состояние здоровья — оказывают огромное психологическое воздействие на работающее население, что, несомненно, скажется на увеличении производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников.

3 октября 2018 года президент России Владимир Путин подписал пакет законов по совершенствованию пенсионной системы в России, полагая, что они направлены к улучшению жизни старшего поколения. Вот только примерно 90% населения России считает эти законы геноцидом, и люди активно выходят на протестные митинги по всей стране.  Так называемая «пенсионная реформа» приведет к массовому росту производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников, массовой безработице людей предпенсионного возраста, более глубокому социальному неравенству. Та поспешность, с которой президент России подписал людоедские законы, поражения правящей партии на региональных выборах, дают основания полагать, что власть напугана всероссийскими митингами, организованными КПРФ, профсоюзами, Левым Фронтом. Нельзя опускать руки, социальные решения государственного значения необходимо принимать только с учетом воли народа на референдуме. Предложенный законопроект не решает вопросы по повышению уровня пенсий (что такое прибавка в 1000 рублей в год, когда инфляция тут же их растворит за один поход в магазин!), но негативно скажется на стабильности трудовых отношений, росту производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников.

Полагаю, что прежде, чем повышать пенсионный возраст, стоит начать с повышения уровня жизни россиян, создания безопасных рабочих мест, продуманной и рассчитанной стратегии экономического роста в стране, реальных планов в использовании трудового потенциала пожилых людей. Мерами о введении уголовной ответственности за увольнение возрастных работников работодателей уж точно не испугаешь

Татьяна Герасимова